Узкоколейная железная дорога, расположенная в древнем городе Зарайске, является одной из самых необычных узкоколейных железных дорог России. Она полностью электрифицирована. Напряжение в контактной сети — 250 вольт, рельсы Р24, колея стандартная — 750 мм. Основная ценность дороги заключается в наличии на ней редкого подвижного состава.
По состоянию на весну 2003 года, протяжённость железнодорожных путей составляет около 1 километра. Активно используемый участок расположен к югу от основных сооружений завода.
Все опоры контактной сети здесь — деревянные. Некоторые из них являются «мобильными»: установлены на металлическую конструкцию, лежащую на грунте, которая может быть перемещена одновременно с путями узкоколейной железной дороги. Выполняемая дорогой функция состоит в транспортировке глины из карьеров на завод.
Самая удивительная особенность железной дороги — применение уникальных локомотивов. Работающие здесь электровозы К10, произведённые Александровским машиностроительным заводом (г. Александровск Пермской области) — редчайший образец подвижного состава. Электровозы с обозначением К10 работают на многих узкоколейных железных дорогах в подземных горных выработках, но «подземные» К10 имеют значительные конструктивные отличия от «наземных». Таких электровозов, как в Зарайске, скорее всего, нигде более нет.
Эти электровозы отличаются специфической компоновкой. По сути, «зарайский» К10 — шахтный локомотив, спешно перепроектированный для наземной эксплуатации.
«Традиционную» верхнюю часть электровоза убрали. На её место устанавливалась новая конструкция, приспособленная к наземным условиям работы. Наличие «дирижабельной» кабины (во всю длину локомотива), расположение электрооборудования под полом, две оси — всё это делает зарайские электровозы одними из самых оригинальных локомотивов России.
Первый электровоз K10 поступил в 1971 году (к настоящему времени не сохранился). Самый новый из них, по утверждению одного из работников завода, пришёл в 1991 году. На всех электровозах написано их обозначение — К1U. Судя по всему, это ошибка — попросту, вместо цифры 0 почему-то появилась буква U.
По состоянию на начало 2003 года, все четыре электровоза находились в рабочем состоянии. Кроме них, здесь имеется около двух десятков опрокидных вагонеток ВО-3.
такое небо было в тот день