Психоаналитическая теория появилась раньше других. Ее предмет- человеческие эмоции и межличностные отношения.
Когнитивная теория- касается проблем мышления, процесса усвоения знаний.
Теория поведения- пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так . а не иначе.
Биологическая теория- акцентирует внимание на сравнении поведения людей и животных в естественных условиях и на определении общего и специфического в их поведении, а также зависимости его от этих условий и других факторов.
Гуманистическая теория- рассматривает ребенка как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к полному самоосуществлению (самореализация).
Предпосылки психического развития.
1..Строение и работа головного мозга.
У животных большая часть мозгового вещества уже занята к моменту рождения. В нем закреплены механизмы инстинктивных форм поведения, передаваемых по наследству. У ребенка часть остается «чистой», готовой к тому, чтобы закрепить , что дает жизнь и воспитание. Пр. Может закрепить и волчьи повадки. В животном мире достигнутый уровень развития, поведения передается из поколения в поколение, так же как и строение организма- путем биологического наследования, а у человека все виды деятельности, знания. Умения, психические качества путем социального наследования.
2. Природные свойства организма: способность к прямохождению, ориентировочные рефлексы, наследственные особенности.
Природные свойства не порождая психических качеств создают условия для их образования. Пример: речевой слух дает возможность различать и узнавать звуки речи. Ни одно животное им не обладает, так как от природы ребенок получает строение слухового аппарата и соответствующих участков нервной системы.
Условия психического развития.
1.Жизнь среди людей (воспитание и обучение).
2.Собственная психическая активность ребенка.
Психическая активность проявляется в деятельности стать человеком – значит научиться действовать.
4.Психическое развитие и деятельность.
Стать человеком, значит действовать так как свойственно человеку, правильно пользоваться предметами, общаться с другими людьми, поступать в соответствии с требованиями морали. В процессе овладения человеческими действиями и поведением ребенок приобретает необходимые человеческие свойства и качества личности.
Ребенок усваивает разнообразные действия.
Практические – это получение определенного результата (внешнего) , вместе с ними формируются внутренние при помощи которых рассматривается предмет, выясняются их свойства, запоминает картинки.
2. Формирование внутренних действий составляет основное содержание психического развития ребенка. Это действия восприятия, мышления, воображения, памяти, т.е. психические действия.
С возрастом внешние действия переходят во внутренние (складывает в уме).
Процесс перехода внешних действий во внутренние называется интериоризацией.
В дошкольном возрасте существует 3 основных вида деятельности: эмоциональное общение, предметная деятельность и игра.
Психическое развитие и обучение.
С раннего возраста ребенок начинает учиться у взрослых. Обучение будет успешным если оно приспосабливается к уровню психического развития. Обучение учитывает достигнутый уровень развития, но не для того чтобы на нем остановиться, а для того чтобы сделать следующий шаг.
Обучение опережает психическое развитие.
Разница между тем, что ребенок может сделать сам совместно со взрослым и тем что может сделать самостоятельно называется зоной ближайшего развития.
Когнитивная теория- касается проблем мышления, процесса усвоения знаний.
Теория поведения- пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так . а не иначе.
Биологическая теория- акцентирует внимание на сравнении поведения людей и животных в естественных условиях и на определении общего и специфического в их поведении, а также зависимости его от этих условий и других факторов.
Гуманистическая теория- рассматривает ребенка как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к полному самоосуществлению (самореализация).
Предпосылки психического развития.
1..Строение и работа головного мозга.
У животных большая часть мозгового вещества уже занята к моменту рождения. В нем закреплены механизмы инстинктивных форм поведения, передаваемых по наследству. У ребенка часть остается «чистой», готовой к тому, чтобы закрепить , что дает жизнь и воспитание. Пр. Может закрепить и волчьи повадки. В животном мире достигнутый уровень развития, поведения передается из поколения в поколение, так же как и строение организма- путем биологического наследования, а у человека все виды деятельности, знания. Умения, психические качества путем социального наследования.
2. Природные свойства организма: способность к прямохождению, ориентировочные рефлексы, наследственные особенности.
Природные свойства не порождая психических качеств создают условия для их образования. Пример: речевой слух дает возможность различать и узнавать звуки речи. Ни одно животное им не обладает, так как от природы ребенок получает строение слухового аппарата и соответствующих участков нервной системы.
Условия психического развития.
1.Жизнь среди людей (воспитание и обучение).
2.Собственная психическая активность ребенка.
Психическая активность проявляется в деятельности стать человеком – значит научиться действовать.
4.Психическое развитие и деятельность.
Стать человеком, значит действовать так как свойственно человеку, правильно пользоваться предметами, общаться с другими людьми, поступать в соответствии с требованиями морали. В процессе овладения человеческими действиями и поведением ребенок приобретает необходимые человеческие свойства и качества личности.
Ребенок усваивает разнообразные действия.
Практические – это получение определенного результата (внешнего) , вместе с ними формируются внутренние при помощи которых рассматривается предмет, выясняются их свойства, запоминает картинки.
2. Формирование внутренних действий составляет основное содержание психического развития ребенка. Это действия восприятия, мышления, воображения, памяти, т.е. психические действия.
С возрастом внешние действия переходят во внутренние (складывает в уме).
Процесс перехода внешних действий во внутренние называется интериоризацией.
В дошкольном возрасте существует 3 основных вида деятельности: эмоциональное общение, предметная деятельность и игра.
Психическое развитие и обучение.
С раннего возраста ребенок начинает учиться у взрослых. Обучение будет успешным если оно приспосабливается к уровню психического развития. Обучение учитывает достигнутый уровень развития, но не для того чтобы на нем остановиться, а для того чтобы сделать следующий шаг.
Обучение опережает психическое развитие.
Разница между тем, что ребенок может сделать сам совместно со взрослым и тем что может сделать самостоятельно называется зоной ближайшего развития.