По просьбе трудящихся, приведу бытовой пример
Алиса
19 дек 2006, 14:25 MSK
Была у меня подруга. Старше она меня была на 10 лет. Дружили верно. Ездили к друг другу в гости. Поддерживали друг друга.
И вот, у меня радость – новоселье. Из маленькой квартиры, я переезжают в двухкомнатную квартиру.
Приглашаю подругу на новоселье. Не приходит. Звоню на трубку, не отвечает.
Потом работа. Закрутилась. Пишу смски, иногда отвечает.
Звоню вечерами на город, говорит, но не хотя. Зову в гости, находит причины для отказа.
Приглашаю на день рождение. Не приезжает, но звонит и говорит:
- Я, конечно, бываю в стороне твоего фешенебельного района, может как-нибудь и зайду. Но, вообще, нам как-то привычней в трущобах.
Как-то встретила ее спустя несколько лет. Разговорились. Пригласила ее в кафе. Выпила она шампанского и сказала: «Хороший ты, человек, но завидую я тебе! И раздражаешь ты меня!»
- Чем же?
- Ты же понимаешь, что я тебе завидую, а ты меня тут шампанским угощаешь. Зачем?
На закусочку
Алиса
19 дек 2006, 14:27 MSK
И еще, не буду ханжой, и в моей жизни было два случая, когда я завидовала.
Одно оправдывает – гадостей не делала.
ответ
mike
19 дек 2006, 14:36 MSK
Алиса, мне кажется в данном примере фраза "Хороший ты, человек, но завидую я тебе! И раздражаешь ты меня!" выдернута из контекста. Вероятно речь шла о взаимных успехах, вот к слову и пришлось. Знаете как бывает.
- "Ну как ты?"
- "Ничего, рабаю менеджером, зарплата 5 тыс. бвксов, машина, квартира...
Ну и далее следует ответ, приведенный Вами. В данном случае "зависть" - это всего лишь предлог. Причины неприятия данного человека, как правило, лежат гораздо глубже.
ответ
Алиса
19 дек 2006, 14:45 MSK
Сообщение от mike
Алиса, мне кажется в данном примере фраза "Хороший ты, человек, но завидую я тебе! И раздражаешь ты меня!" выдернута из контекста. Вероятно речь шла о взаимных успехах, вот к слову и пришлось. Знаете как бывает.
- "Ну как ты?"
- "Ничего, рабаю менеджером, зарплата 5 тыс. бвксов, машина, квартира...
Ну и далее следует ответ, приведенный Вами. В данном случае "зависть" - это всего лишь предлог. Причины неприятия данного человека, как правило, лежат гораздо глубже.
Человек завидует успешности другого человека.
Не всегда, но такое бывает...
ответ
mike
19 дек 2006, 14:45 MSK
Человек так устроен, что он всегда видит некое подобие своего отражения. Если, например, в человеке нет некоторого свойства, то он не будет видеть его в других. И наоборот, если оно есть, то человеку будет казаться, что именно этим свойством обладает другой человек.
Это известный феномен в психологии. Его часто называют "Зерколом".
ответ
Алиса
19 дек 2006, 14:46 MSK
Люди готовы завидовать даже красивым похоронам.
Владислав Гжегорчик
Поздравления – самая изысканная форма зависти.
Юлиан Тувим
Когда тебя все любят, то многим это не нравится.
Анатолий Рас
ответ
mike
19 дек 2006, 14:50 MSK
Вообще, зависть по определению, это состояние сравнения и беспомощности. Например инвалиды в глубине души конечно завидуют не инвалидам, больные люди завидуют здоровым. Но это происходит глубоко под коркой. Когда человек не в состоянии изменить существующее положение вещей, у него может возникать злость. Если у человека нет ноги, он уже ведь ничего с этим не сделает, никак не исправит. И из-за этого состояния беспомощности может возникать злость. Таких людей стоит пожалеть и благодарить судьбу, что мы не оказались на их месте.
Заметка
Алиса
19 дек 2006, 14:50 MSK
Однако как возникает зависть?
Для ответа на этот вопрос обратимся к некоторым современным работам, в которых затрагиваются проблемы возникновения эмоциональных процессов вообще. Известный психолог ХХ века А.Н.Леонтьев считал эмоции “непосредственным” (т. е. на уровне переживания, а не рефлексии) отражением отношений между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности человека. Принимая его классификацию эмоциональных явлений на аффекты, эмоции, настроения и собственно чувства, можно отнести зависть к предметным чувствам, к устойчивым, “кристаллизованным”, по образному выражению Стендаля, в предмете эмоциональным переживаниям. Чувства, особенно высшие человеческие чувства, пронизаны интеллектуальным началом, они предполагают оценку, сравнение, анализ ситуаций.
Исходя из этих общих определений механизма возникновения чувств и воспользовавшись феноменологией зависти из работ мыслителей прошлого, можно сконструировать некую абстрактную ситуацию возникновения чувства зависти. Эта ситуация предполагает наличие у человека определенной потребности, не удовлетворенной сложившимися условиями его деятельности, и проведенного им (не всегда на осознанном уровне) сравнения с другим человеком или группой людей, которые беспрепятственно (более удачливо) удовлетворяют ту же потребность (причем эту потребность завистник иногда просто приписывает человеку, которому он завидует). В результате данного сравнения он ощущает неравенство со своим “соперником” в каком-либо отношении и собственную ущемленность. Объектом зависти становится, как правило, человек, который может быть непосредственно и “не виноват” в неудачах завистника.
Эти необходимые условия возникновения чувства зависти не являются, однако, достаточными, поскольку не объясняют, почему в одних случаях человек испытывает это чувство к своему “сопернику”, а в других нет. Попробуем конкретизировать данную абстрактную ситуацию, рассмотрев характер, количество и качество потребностей человека; уровень и особенности осознания степени неравенства; характер препятствий, мешающих удовлетворению потребностей, а также и возможные способы “выхода” из фрустрирующих ситуаций, в частности, формы “борьбы” с чувством зависти.
Итак, самыми различными могут быть потребности, из-за фрустрации которых возникает чувство зависти: практически любая потребность, начиная от самых элементарных витальных и кончая “высшими” (эстетическими, моральными, потребностью в “самоосуществлении”), может стать основой для возникновения чувства зависти. В художественной литературе много примеров зависти на самой различной “почве”: зависть сормовского рабочего Голова к егерским кальсонам пленного поляка из рассказа Исаака Бабеля “Их было девять”; зависть князя Андрея к славе Наполеона (“Война и мир” Льва Толстого); зависть Сальери (“Маленькие трагедии” Александра Пушкина) к гению Моцарта; зависть старшего поколения к младшему (из Тютчева “Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять...”), зависть уже упомянутого Николая Кавалерова, не нашедшего себя в новой жизни, к “свободному самоосуществлению” Андрея Бабичева (из романа Юрия Олеши “Зависть”) и множество других.
ответ
mike
19 дек 2006, 15:20 MSK
Мне кажется, Алиса, что Вы зря акцентируете внимание на людей, которым свойствена зависть, в отрицательной окраске.
Любой феномем осуждения кого-либо автоматически возвышает осуждающего. Сам себя не похвалишь, никто не похвалит
А между тем разделять мир на черное и белое наверное не правильно. На самом деле мир в цвете. "Плохих" и "хороших" людей в нем нет.
ответ
Алиса
19 дек 2006, 15:32 MSK
Сообщение от mike
Мне кажется, Алиса, что Вы зря акцентируете внимание на людей, которым свойствена зависть, в отрицательной окраске.
Любой феномем осуждения кого-либо автоматически возвышает осуждающего. Сам себя не похвалишь, никто не похвалит
А между тем разделять мир на черное и белое наверное не правильно. На самом деле мир в цвете. "Плохих" и "хороших" людей в нем нет.
Вы новичок и нечитали других тем, я как раз за полутона.
не делайте выводы за меня.