ответ
У Спинозы читаем: “Всякий завидует только добродетели себе равного”, “одинакового с ним по природе”. Если же мы поражаемся мужеством, мудростью другого человека, но “воображаем эти добродетели присущими единственно ему, а не общими и нашей природе”, то “мы будем завидовать ему не более чем высоте деревьев, храбрости львов и т. д.”. Спиноза выделяет здесь то обстоятельство, что зависть возникает при не слишком большом удалении (в каком-либо отношении) завистника от его “соперника”, т.е. завидуют и в силу этого ненавидят друг друга люди, равные друг другу в принципе, в частности занимающие сходное положение в обществе или чувствующие свое право на таковое, а также люди, занимающиеся сходной деятельностью, но различающиеся тем, что в данный момент один имеет некое благо, а другой, который считает, что он имеет на него равное право, не обладает им.
Аналогичные мысли мы находим у английского писателя XVIII века Б.Мандевиля: “Нищий не завидует вельможе, разъезжающему в карете, ибо расстояние между ними слишком велико. Но владелец двуконной кареты лишается сна при мысли о четверном выезде соседа”. Общий итог этим рассуждениям подводит немецкий философ М.Шелер утверждая, что зависть (“ressentiment”) особенно распространена там, где юридическое и политическое равноправие сочетаются с экономическим и социальным неравенством.
Кроме осознания объективно существующего неравенства в каком-либо значимом для человека отношении, на возникновение чувства зависти влияет и субъективно представленное ему неравенство. По Спинозе, зависть особенно чувствуют люди, объятые “самомнением” (т. е. ставящие себя выше других), которые находят удовольствие в бессилии других по сравнению с ними и чувствуют неудовольствие, когда другой человек начинает приближаться к ним по уровню развития способности к действию, и люди, объятые “самоуничижением” (т. е. имеющие ложное мнение о себе, что они ниже других).
Во всех случаях осознание человеком объективного и субъективного неравенства тесно связано с оценкой своих возможностей его преодолеть. Это третий фактор, играющий роль в механизме возникновения чувства зависти.
1. Если есть объективные – временные или пространственные препятствия, которые не позволяют человеку получить необходимое в данный момент, в данном месте, то зависть к тому, кто обладает этим необходимым, может возникнуть на время, которое нужно завистнику для достижения им своей цели (если она принципиально досягаема). Зависть в известном смысле вынуждает к более скорому достижению цели, и в этом есть определенный “положительный” (для завистника) момент. Вопрос может заключаться в том, насколько и как долго человек может выносить фрустрацию потребности, которую другой рядом легко удовлетворяет.
2. Препятствием для удовлетворения потребности может быть другой человек. Тогда зависть возникает в результате сложной диалектики оценок и самооценок.
3. Есть и объективно существующие препятствия, не преодолимые для отдельного человека. Они могут быть самыми разнообразными – от физического увечья до несправедливого общественного устройства. В последнем случае для уничтожения глубинных корней зависти необходимо коренное изменение общественных отношений, что одному человеку, конечно, не под силу.
4. Препятствием может быть и сам завистник из-за недостаточности или отсутствия у него средств удовлетворения имеющихся потребностей. Используя терминологию П.В.Симонова и П.М.Ершова, здесь можно говорить о “недостаточной вооруженности” человека или отсутствии у него выраженной потребности в вооружении, что может привести к зависти по отношению к тем, у кого эта потребность более развита, и потому они более удачливы. Причин недостаточной вооруженности очень много. Это могут быть и отсутствие условий воспитания и образования, низкая квалификация, и выбор профессии, не соответствующий способностям, и слабость потребности в вооружении, в просторечии “лень”, и доминирование иной потребности, чем та, которая требуется для выполнения определенного вида деятельности (например, вместо познавательной потребности у исследователя доминирует потребность “занять выгодное место”).
Психология зависти
Елена Соколова